Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
Список модулей, из которых учащимся (или их родителям) предстоит выбрать один:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
Школа (образовательное учреждение), основываясь на этом выборе, а также исходя из собственных возможностей организации образовательного процесса, определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Место курса в программе обучения:
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Основные особенности преподавания предмета:
- Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса; Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля
- Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса
Структура курса (34 часа):
- 4 класс, четвертая четверть (17 часов). Блок 1: Введение, духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Блок 2: основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
- 5 класс, первая четверть (17 часов). Блок 3: основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4: духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
PS: Вариант "против всех" отсутствует, потому что его нет в реальной жизни.
С 1 сентября 2012 г. во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является культорологическим и направлен на формирование у обучающихся 10-11 лет мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основной задачей комплексного курса является знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддистской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей).
Нормативная база:
- Конституция РФ, ст. 13, 14 (свободный выбор учащимися (представителями) религиозных культур и светской этики)
- Закон «Об образовании», п. 4, ст. 14 (реализация права свободного выбора мнений и убеждений)
- Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 5 (право родителей обучать детей религии (вероучению) вне образовательной программы)
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
- Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании» от 15.06.2010 г. № 441-3С
- ФГОС начального общего образования, утвержден приказом МО РФ от 06.10.2009 г. №373
- Из приказа Минобрнауки России № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (включена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования)
- Поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009
- Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.»
- Приказ ООА Матвеево-Курганского района от 20.02.2012 г. № 57 «О введении курса ОРКСЭ»
- Приказ МБУО «ИМЦ» от 20.02.2012 г. № 9 «О создании рабочей группы по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.03.2012 г. № 3682/03.1 «О введении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
- Приказ МО и ПО РО от 21.03.2012 г. № 225 «О внесении изменений в БУП Ростовской области»
Документы.
- Анкета для родителей
- Заявление для родителей
- Методические рекомендации ИПК
- Методические рекомендации по ОРКСЭ
- Приказ №69 от 31.01.2012г.
- Приказ №74 от 01.02.2012г.